Вступайте в наш бесплатный телеграм-чат «Клуб экспортеров»! Нас более 3000!
Вступайте в Закрытый клуб экспортеров в Telegram!
Здесь мы бесплатно делимся кейсами успешного экспорта, полезными ВЭД-инсайдами и отвечаем на все вопросы! Вас ждут более 3000 активных участников из сферы бизнеса и международной торговли.
Telegram
Пройдите тест, и мы расскажем как именно вам заработать миллионы на экспорте
website icon
Пройти тест

Ввоз товаров – параллельный импорт

Параллельный импорт дает возможность ввозить в страну зарубежные товары без согласия их производителей. В условиях, когда с отечественного рынка ушло много правообладателей, это стало особенно актуально. Однако, чтобы продолжать торговать иностранной продукцией и избегать проблем с законом, необходимо знать о нюансах параллельного импорта в 2024 году и избегать ошибок при подготовке документации.

Что такое параллельный импорт

Как уже упоминалось, это ввоз иностранных товаров без разрешения производителей (правообладателей). Название «параллельный импорт» связано с тем, что продажи через дистрибьюторов идут одновременно с продажами самостоятельных импортеров.
Обычный импорт выглядит так:
  1. Производитель выпускает товар и отправляет его в разные страны, включая РФ.
  2. Официальный дистрибьютор на месте принимает этот товар.
  3. Магазины выкупают его у дистрибьютора и продают своим клиентам.
При параллельном импорте меняется то, что РФ из списка получателей товаров выпадает. Но конечные продавцы (магазины) могут купить его у дистрибьюторов в других странах и самостоятельно ввезти в России. До 2022 г. это было вне закона, но теперь стало легально.
Есть два режима такого ввоза:
  • международный – согласие на импорт не требуется, производитель просто продает товар первому в цепочке поставщику, и теряет возможность контролировать его дальнейшую судьбу;
  • национальный – согласие требуется независимо от предыдущей цепочки продаж, и производитель теряет право на судьбу товара лишь после пересечения им границы.

Чем отличается параллельный импорт
от «серого»

Эти понятия часто путают, но между ними есть значительная разница.
При сером импорте товары ввозятся в страну без разрешения правообладателей, без таможенного оформления, сдачи деклараций и других формальностей. Такие товары могут быть ввезены в чемоданах или под видом других товаров. Эти схемы остаются незаконными даже в текущих условиях.
Параллельный импорт исключает из легальной цепочки только поступление товаров сначала к официальному дистрибьютору и включает остальное оформление.

Кто и на каких условиях вправе работать по параллельному импорту

Разрешены только присутствующие в перечне Минпромторга товары. Первый утвердили в апреле 2022 г., но с тех пор список несколько раз обновлялся, потому что некоторые из ушедших брендов решили вернуться, а некоторые из оставшихся, наоборот, покинуть РФ.
Сейчас параллельный импорт распространяется на три вида разрешений:
  1. Указан код ТН ВЭД и список брендов – можно продавать только продукцию этих производителей. Например, указан код для фотоаппаратов, а под ним перечислены производители, и значит, что ввезти в страну фотоаппараты других марок будет нельзя.
  2. Указан код ТН ВЭД с исключениями ряда брендов – можно ввезти любые товары в этой категории, кроме некоторых производителей.
  3. Указан только код ТН ВЭД – можно ввозить любые товары в категории, не обращая внимания на бренд.
А заниматься параллельным импортом фактически может кто угодно – надо только начать внешнеэкономическую деятельность и зарегистрироваться в налоговой инспекции России.

С чего начать параллельный импорт

Процесс состоит из нескольких этапов:
  • выход на официального дистрибьютора – или же поиск оптовых поставщиков в тех странах, куда производитель нужного товара его отправляет;
  • закупка – с заключением договора и прописыванием всех условий поставки: сроков и цен, объемов и порядка оплаты;
  • логистика – или выбор способа ввоза товара: по воздуху, морю, Ж/Д или на другом виде транспорта (как правило, речь о грузовиках), а также компании для перевозки;
  • сбор документов для таможенного оформления, включая сертификаты по качеству;
  • прохождение таможни – с подачей таможенной декларации, оплатой необходимых пошлин и обязательным досмотром груза.
При этом на старте желательно обратиться к экспертам: тем, кто работает в параллельном импорте какое-то время или дает профессиональные консультации по теме. А также стоит выбирать поставщиков услуг широкого спектра – это гарантия, что ввоз в итоге состоится.

Особенности ввоза товаров параллельным импортом

Помимо указанных выше разрешений нужно учитывать и такие обязательные требования:
  1. Сохранение гарантии. Если в товаре после покупки обнаружится дефект или с ним случится поломка, то покупатель должен иметь право обратиться за возвратом или ремонтом к продавцу или напрямую к поставщику.
  2. Наличие маркировки. На растаможенные товары нужно наносить коды Data Matrix и внести их в общую систему. Это распространяется на все товары без исключений и призвано предотвратить торговлю контрафактом.
  3. Ввозить товары на продажу могут только юридические лица и ИП. Самозанятые и физические лица могут привозить товар исключительно для личного пользования.

Требования к товару на таможне
при параллельном импорте

Для успешного прохождения таможенного контроля нужно:
  • подготовить комплект документов на товар;
  • заполнить таможенную декларацию – также нужно знать, что при ввозе какого-то одного товара или при всего одной поставке пока действует упрощенный порядок декларирования, и за 3 дня можно зарегистрировать декларацию сразу на полгода;
  • подать декларацию и собранный пакет документов – но в случае импорта из ЕАЭС декларация не требуется;
  • поместить груз на терминале или складе таможенного поста – в идеале это следует сделать непосредственно перед подачей декларации;
  • дождаться проверки декларации (от 10 минут до 10 дней, но в среднем 4-5 часов) и оплатить пошлину, НДС и таможенный сбор – есть специальный сервис по оплате.
Однако в конце года сумму НДС можно будет вычесть из общей суммы налоговой массы.

Какая нужна документация

Она не отличается от ввоза товаров при традиционном импорте, и включает такие бумаги:
  • внешнеторговые контракты и, в закупе от 3 млн руб. их уникальные номера (УНК);
  • инвойсы и упаковочные листы;
  • транспортные и сопроводительные документы (в зависимости от вида транспорта) – коносаменты, CMR, TIR, договор с компанией-перевозчиком, страховые полисы;
  • паспорта на ввозимые товары, их инструкции, гарантийные талоны и сертификаты соответствия качества;
  • разрешительные документы – при необходимости в конкретной категории товаров.
Если ввозом занимается юридическое лицо, на таможне также потребуется показать устав предприятия, а также копию листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП (либо свидетельство ИНН).

Как платить налоги на параллельном импорте

Здесь также никаких отличий от обычного импорта. Обязательно необходимо оплачивать:
Налог на прибыль
Таможенные пошлины и сборы – это прочие расходы, которые связаны с производством и реализацией. Если используется кассовый метод, их надо списывать в том периоде, когда они были начислены или выплачены. Но торговые организации могут ничего не терять, и ставить цену на товары с учетом тех расходов, которые они понесли в процессе их ввоза в страну. То есть, вносить в их итоговую стоимость уплату всех таможенных поборов. Но в таком случае этот порядок надо предусмотреть в учетной политике для налогообложения.
НДС
Налог на добавленную стоимость начисляют в зависимости от того, как организовывалась поставка и через какие страны она проходила. Сейчас существует три основных варианта.
  1. Ввоз из стран ЕАЭС. Это Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, куда конкретные товары были ввезены от их производителей (не входящих в ЕАЭС). В таком случае растаможивать эту продукцию, а также оплачивать ввозной НДС не надо. Просто потому, что товар уже прошел таможню в одной из перечисленных стран, и соответствующие налоги за него уже были выплачены.
  2. Ввоз из стран не ЕАЭС. Данная ситуация требует стандартной уплаты НДС – одновременно с другими платежами на российской таможне. Но рассматривать это как убыток для бизнеса не стоит – сразу же после оприходования товаров, НДС на них можно будет применить к налоговому вычету.
  3. Ввоз через ЕАЭС транзитом. При этом НДС также выплачивается одновременно с платежами на таможне в России. Не нужно платить сначала в Казахстане, Белоруссии, Армении или Киргизии – если это вдруг потребуют, нужно обращаться в правоохранительные органы. Затем НДС так же перейдет в налоговый вычет. Так что по факту этот налог является просто обязательным условием, а непосредственно на расходы предприятия при ввозе параллельным импортом не входит.
Однако есть исключение – если таможенные агенты растаможили товар и уплатили НДС в одной из стран ЕАЭС по поручению зарубежного поставщика. Тогда растаможивать товар заново и выплачивать ввозной НДС не надо – чтобы избежать двойного налогообложения.

Заключение

Параллельный импорт – это настоящее поле возможностей для бизнеса и потребителей из России, которые оказались в условиях санкций. Но чтобы процесс проходил легко, нужно внимательно изучить список разрешений на товары, сверить их со своим ассортиментом и собрать пакет всех необходимых документов. А также разобраться в работе таможни. При желании это можно сделать как самостоятельно, так и в контакте с таможенным брокером.

Оставьте заявку

*Нажимая на кнопку, вы принимаете условия передачи информации
или позвоните по номеру

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ

  • Результат совместного сотрудничества превзошел все наши ожидания. Мы встретили грамотный высокопрофессиональный коллектив, способный оказать нам реальную поддержку. И, что немаловажно, имеющий понимание в таком узком и непростом спектре. Особенно хотелось бы отметить, что по окончании официальной части программы, нас не бросили на произвол судьбы, а продолжают оказывать поддержку в решении незавершенных проектов.
    В.В. Морозов
    Производство продукции деревообработки ООО "Ларикс"
  • Высокий профессионализм и опыт сотрудников Weconn позволили добиться отличных результатов и ощутимо расширить клиентскую базу. Искренне надеемся, что данное взаимодействие наших компаний было не последним, и рассчитываем на укрепление и расширение партнерских отношений в будущем!
    А.В. Халяпин
    Аксессуары для плоских крыш Fachmann
Контакты:
Общая почта:
Партнерство:
График работы:
пн-пт с 9:00-18:00
197110, г. Санкт-Петербург, улица Большая Зеленина, д. 24, офис 75-н
© 2018-2024. Агентство ВЭД-технологий Weconn.
Все права защищены.
МЕНЮ
Площадки
О нас